Страница логопеда
Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми
Логопед Рябенкова В.Т.
В соответствии с главными требованиями современного стандарта дошкольного образования вся педагогическая деятельность должна быть направлена на охрану здоровья ребенка, его физическое и психическое развитие и своевременную коррекцию недостатков развития. Абсолютно здоровых детей рождается все меньше и меньше. Дети дома ребёнка, все без исключения отстают от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственна эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость психических процессов, отсутствие длительных волевых усилий. Для нормализации этих состояний помогает использование здоровьесберегающих технологий, эти технологии применяются как на занятиях, так и в любое свободное от занятий время: в утренние часы, после дневного сна, вечернее время и на прогулке. Здоровьесберегающие технологии – система мер, направленная не только на сохранение и стимуляцию здоровья , но и на активное формирование здорового образа жизни. Эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Здоровьеcберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей.
Технологии сохранения и стимуляции здоровья
Динамические паузы. Тесно связаны с темой занятий и рекомендованы для снятия усталости и напряжения детей. Проводятся во время занятий по 2-5 минут, по мере утомляемости детей. Что можно использовать? Элементы гимнастики для глаз, дыхательную гимнастику, игру с речевым сопровождением и другие, в зависимости от вида занятия.
Например:
«Мы топаем ногами, мы хлопаем руками ,
Киваем головой, мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем, мы руки подаем
И бегаем кругом».
Дыхательная гимнастика. Помогает сохранить и укрепить здоровье детей, повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, развивает самоконтроль и произвольное поведение, способствует хорошей речи.
Дыхание у детей грудное, а значит поверхностное и частое. Слабый вдох и слабый выдох приводит к тихой речи, поэтому необходимо формировать глубокий вдох и медленный , спокойный и плавный выдох. Дыхательная гимнастика проводится и на занятиях и в свободное время. Детям предлагаются следующие задания:
- Выдувать мыльные пузыри
- Задувать свечу
- Сдуть ватку с ладошки
- Подуть в пузырек “гудок паровоза “
- Подуть в трубочку, находящуюся в стакане с водой “ шторм в стакане “
“Насос” (дети сидят на стульчиках, вытянув руки перед грудью, пальцы сжаты в кулак, шумно вдыхают носом воздух – руки вверх, руки вниз – выдыхают воздух).
“Вьюга” ( дети сидят на полу по-турецки, делают глубокий , длинный вдох через нос, на выдохе имитируют вой ветра у-у-у-у - сначала произносят звук громко, а затем тише-тише).
Пальчиковая гимнастика - систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук стимулируют речевое развитие и повышают работоспособность головного мозга. Тренировать пальцы рук также можно с помощью массажа и с использованием различных предметов: прищепок, пуговиц, пробок, мячей-ежиков, платочков, карандашей и т. д.
Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков верчу
Несомненно, каждый пальчик
Быть послушным научу.
Я возьму зубную щетку,
Чтоб погладить пальчики,
Станут ловкими сейчас-
Пальчики - удальчики.
Вот проснулся, встал гусенок,
Щиплет пальцы мне спросонок:
«Дай, хозяйка, корма мне
Мне и все моей семье. (прищепкой касаться каждого пальчика).
Пальчиковые игры очень важны, так как требуют участия обеих рук, их согласованных действий, что способствует синхронной работе обоих полушарий, а значит развитию мыслительной деятельности.
Гимнастика для глаз - или глазодвигательные упражнения расширяют поле рения, улучшают восприятие и остроту зрения. Проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Психогимнастика - это упражнения и игры которые включают во вводную часть занятия для раскрепощения детей, преодоления двигательной неловкости, снятия эмоционального напряжения: «походим как мишка косолапый», «попрыгаем как зайчик», «полетаем как бабочка». «изобразим, как старенькая бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело, она стонет: ох, ох, ох!». «как вы танцуете: эх, эх, эх! А устали: ух, ух, ух»!
Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
Релаксация - проводится на занятиях и вне, в рамках мероприятия. Релаксационные упражнения обеспечивают эмоциональное благополучие детей, снимают напряжение. «Представьте себе, что сейчас лето. Поднимите руки к солнышку . Вам тепло, приятно В(расслабились). Спряталось солнышко, сожмитесь в комочек, покажите, как вам холодно (напряжение). Опять засветило солнышко (расслабились).
Артикуляционная гимнастика – даже самые простые движения всех органов артикуляции (губ, челюстей, языка) оказывает благотворное влияние на активизацию мыслительной деятельности, четкость произношения звуков, координацию движений. Упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме и основаны на непроизвольных движениях, не утомляют детей, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи. Например, для некоторых детей широкое открывание рта и удерживание его - трудная задача. Это упражнение нужно связывать с определенным образом, вызывая у детей интерес, устойчивость внимания: « рыбка открывает рот и ловит корм», крокодил широко открыл рот» « бегемот разинул рот , булки просит бегемот» Движения языка влево-вправо дети с желанием выполняют, когда даются такие задания: « собака виляет хвостиком» , «лиса заметает следы», «волны бьются о берег».
Самомассаж, точечный массаж - являются одним из средств лечебно-профилактической работы, наиболее полно влияют на здоровье и самочувствие каждого ребенка. Даже малышей можно научить делать элементы самомассажа. Самомассаж-это выполнение самим ребенком определенных движений, вызывающих эффект, сходный с массажным (способствует активизации кровообращения). «останови лошадку-тпру», «воздушный поцелуй» (ладонь к губам, губы вытянуть трубочкой и чмокнуть ладошку), «покричим, как индейцы» (произносить длительно звук а- а-а, одновременно похлопывая ладонью по губам)
Гимнастика бодрящая - помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. Во время ее проведения целесообразно включать музыкальное сопровождение. Выполняется ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание, ходьба по ребристым дощечкам..
Подвижные и спортивные игры – проводятся как часть занятия, на прогулке или в групповой комнате. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка , местом и временем их проведения.
Нетрадиционные упражнения в коррекции артикуляционной моторики.
Традиционно развитие органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Артикуляционная – гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений всех органов , участвующих в речевом процессе. В условиях дома ребенка , учреждении компенсирующей направленности, воспитываются дети, имеющие отставание либо риск отставания.
Для детей с любыми видами задержек особенно важным является совершенствование моторики (в том числе и артикуляционной ), так как развитие двигательной сферы является непременным условием психоречевого развития. Группа детей, которую я веду – это дети 3-4 лет. Почти в 100% случаях – у них нарушено звукопроизношение , 30% из них – это неговорящие дети. Состояние речи детей требует развития и совершенствования артикуляционного аппарата. Сухое объяснение артикуляционных движений малодоходчиво и скучно детям, а некоторые дети вообще отказываются от их выполнения.
Поэтому в своей логопедической работе для отработки артикуляционных движений я использую нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер, вызывают положительные эмоции у детей и желание длительно выполнять их. Основная цель этих упражнений – укрепление мышц органов артикуляции и развитие кинестических ощущений положений органов речевой моторики.
УПРАЖНЕНИЯ С ШАРИКОМ.
(диаметр шарика 2-3 см в сквозное отверстие продета веревочка)
1. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его.
2. Двигать шарик по горизонтально натянутой веревочке языком вправо – влево.
3. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке языком вверх (вниз шарик падает произвольно ).
4. Поймать шарик губами и покатать его от щеки к щеке.

УПРАЖНЕНИЯ С ЛОЖКАМИ
1.Язык - «Лопаточка». Похлопать выпуклой частью чайной ложки по языку.
2.Губы растянуты в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против.
3.Круговые движения чайными ложками по щекам.
4.Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ЯЗЫКА С ВИТАМИНКОЙ «НЕ УРОНИ»
1. Язык «Лопаточка», на конце которого лежит витаминка. Язык сильно высунут вперед, рот широко открыт. Удерживать 5-10 сек.
2. Язык- «Лопаточка» с витаминкой плавно двигается вперед- назад. Рот широко раскрыт.
3. Язык- «Лопаточка» с витаминкой плавно перемещается в углы рта.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ, ЯЗЫКА И ЧЕЛЮСТЕЙ С ДЕРЕВЯННЫМ ШПАТЕЛЕМ.
1. Деревянный шпатель попеременно удерживается зубами и губами по 5-10 сек.
2. Рот широко открыт, язык удерживает деревянный шпатель попеременно у нижней и верхней губы по 5 сек.
3. Язык «Лопатка», рот широко открыт, деревянный шпатель лежит на кончике языка, ребенок медленно сдвигает язык вправо и влево(5раз.)
МАССАЖ ЯЗЫКА ЗУБНОЙ ЩЕТКОЙ.
1. Язык- «Лопаточка», рот широко открыт. Ребенок щеткой поглаживает язык вдоль языка.
2. Язык «Лопаточка», рот широко открыт. Ребенок щеткой поглаживает язык поперек языка.
3. Щеткой ребенок поглаживает нижнюю часть языка с обеих сторон.
Регулярное выполнение этих упражнений в виде мини-пауз , включенных в логопедические занятия способствуют укреплению мышц артикуляционных органов, их подвижности. увеличению объема артикуляционных движений, их точности. А самое главное то, что дети с удовольствием выполняют эти упражнения , они их не утомляют, а только радуют и веселят, что очень важно для эмоционального благополучия детей-сирот, воспитывающихся в условиях специфической социальной изоляции.
2. Язык «Лопаточка», рот широко открыт. Ребенок щеткой поглаживает язык поперек языка.
3. Щеткой ребенок поглаживает нижнюю часть языка с обеих сторон.
Регулярное выполнение этих упражнений в виде мини-пауз , включенных в логопедические занятия способствуют укреплению мышц артикуляционных органов, их подвижности. увеличению объема артикуляционных движений, их точности. А самое главное то, что дети с удовольствием выполняют эти упражнения , они их не утомляют, а только радуют и веселят, что очень важно для эмоционального благополучия детей-сирот, воспитывающихся в условиях специфической социальной изоляции.
Развитие коммуникативной функции речи
детей в коллективной деятельности
(в играх-инсценировках)
детей в коллективной деятельности
(в играх-инсценировках)
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения. У детей дома ребенка с речевой патологией (ОНР, задержка речевого развития, алалия) снижена речевая активность, что приводит к снижению коммуникативной активности. Эта тема актуальна для детей, воспитывающихся в доме ребенка, так как социальная коммуникация является важным моментом в процессе их адаптации в социальной среде. Дети ( 3,6 – 4 лет ) дома ребенка не могут строить общение в соответствии с ситуацией, формулировать свои желания, намерения, мысли, последовательно их излагать, они испытывают трудности в оречевлении действий, событий. У них не сформировано умение слушать взрослого, не перебивая; в состоянии возбуждения не могут разговаривать спокойно; не могут дожидаться ответа детей.
Систематизировав эти данные, я пришла к выводу о необходимости формирования коммуникативных умений у детей посредством игровых технологий. В работе с детьми я стала использовать игры-инсценировки, как средство, способствующее активизации эмоционально-волевых умений, формированию навыков взаимодействия детей со взрослым и со сверстниками, развитию психических процессов, активизации речевой деятельности детей, формированию черт незакомплексованной личности, а самое главное – формирование коммуникативного поведения.
Использование игр-инсценировок – прием ,который предполагает участие детей и педагога. Работа проводится в два этапа.
1. Подготовительный этап:
• усвоение детьми программного материала по лексической теме;
• разработка логопедом сюжета инсценировки в рамках данной лексической темы;
• изготовление дидактического и наглядного материала;
• подготовка детей к созданию выразительного образа действующих героев.
• усвоение детьми программного материала по лексической теме;
• разработка логопедом сюжета инсценировки в рамках данной лексической темы;
• изготовление дидактического и наглядного материала;
• подготовка детей к созданию выразительного образа действующих героев.
2 Этап:
• непосредственное участие детей и педагога в обыгрывании игрового сюжета.
Был составлен перспективный план игровых сюжетов на год. В цикл «Сказочные герои» вошли 3 игровых сюжета: «На грядке», «Спор животных», «Чей домик?».
Использование игр-инсценировок – прием ,который предполагает участие детей и педагога. Работа проводится в два этапа.
• непосредственное участие детей и педагога в обыгрывании игрового сюжета.
Был составлен перспективный план игровых сюжетов на год. В цикл «Сказочные герои» вошли 3 игровых сюжета: «На грядке», «Спор животных», «Чей домик?».
Использование игр-инсценировок – прием ,который предполагает участие детей и педагога. Работа проводится в два этапа.
1. Подготовительный этап:
• усвоение детьми программного материала по лексической теме;
• разработка логопедом сюжета инсценировки в рамках данной лексической темы;
• изготовление дидактического и наглядного материала;
• подготовка детей к созданию выразительного образа действующих героев.
• усвоение детьми программного материала по лексической теме;
• разработка логопедом сюжета инсценировки в рамках данной лексической темы;
• изготовление дидактического и наглядного материала;
• подготовка детей к созданию выразительного образа действующих героев.
2 Этап:
• непосредственное участие детей и педагога в обыгрывании игрового сюжета.
Был составлен перспективный план игровых сюжетов на год. В цикл «Сказочные герои» вошли 3 игровых сюжета: «На грядке», «Спор животных», «Чей домик?».
• непосредственное участие детей и педагога в обыгрывании игрового сюжета.
Был составлен перспективный план игровых сюжетов на год. В цикл «Сказочные герои» вошли 3 игровых сюжета: «На грядке», «Спор животных», «Чей домик?».
"На грядке"
Оборудование: грядка с овощами, шапочки животных.Участники: ведущий, коза, зайка, курица, собака.
Вед. Наступила осень, все овощи убрали, только капуста, морковка и репка растут еще на грядке. Идет на огород коза и как выпучит глаза:
Коза : Капусты здесь растет не счесть, хочу кочан сейчас же съесть!
Вед. Из леса зайка прискакал и морковку увидал:
Зайка: Морковка здесь на удивленье, зайчишкам будет угощенье!
Вед. Идет на грядку курица, репкою любуется:
Курица: Ах, какая репка! Вкусна и крепка!
Вед. Вдруг собачка прибежала, да как залает, животные и разбежались. Молодец, Жучка, спасла наш урожай!
"Чей домик?"
Оборудование: Дерево с гнездом, шапочки животных.
Участники: Ведущий, медведь, зайка, белка, лиса.
Вед. Вышел из леса медведь, стал на дерево смотреть:
Медведь: Чей там домик на верху? Домик чей? Я не пойму. Это видно домик белки, сейчас ее я позову.
Белка: Нет, не мой. Мой дом- дупло, в нем и сухо, и тепло. Это видно домик зайки, с ним играю в догонялки!
Зайка: Нет, не мой! Мой под кустом, я не сижу на месте днем. Лиса и волк - мои враги, услышу хруст - сигнал беги! Это видно дом лисы.
Лиса: Нет, не мой! Там под деревом есть горка, в горке выкапана норка. В этой норке я живу! Это видно домик птички!
Вед. Не только лиса хитрая, но и умная! Догадалась, что это домик птички! У птицы есть два крыла- высоко гнездо свила.
Оборудование: шапочки животных.
Участники: Ведущий, корова, собака, лошадка, хозяин.
Вед. Заспорили животные между собой, кого хозяин больше всех любит. Меня сказала корова.
Корова: Я с хозяином дружу! Молоко ему даю. Молоко все в доме ждут, даже кошка с Жучкой пьют.
Вед. Нет, меня - сказала лошадка.
Лошадка: Я с хозяином дружу, грузы разные вожу. Без меня он жить не может, кто еще ему поможет!
Вед. Нет меня, сказала собака.
Собака: Я с хозяином дружу, дом его я сторожу. На чужих я громко лаю, никого в дом не пускаю!
Хозяин : Не спорьте! Я всех вас люблю! Каждый хорош на своем месте!
Участники: Ведущий, медведь, зайка, белка, лиса.
Вед. Вышел из леса медведь, стал на дерево смотреть:
Медведь: Чей там домик на верху? Домик чей? Я не пойму. Это видно домик белки, сейчас ее я позову.
Белка: Нет, не мой. Мой дом- дупло, в нем и сухо, и тепло. Это видно домик зайки, с ним играю в догонялки!
Зайка: Нет, не мой! Мой под кустом, я не сижу на месте днем. Лиса и волк - мои враги, услышу хруст - сигнал беги! Это видно дом лисы.
Лиса: Нет, не мой! Там под деревом есть горка, в горке выкапана норка. В этой норке я живу! Это видно домик птички!
Вед. Не только лиса хитрая, но и умная! Догадалась, что это домик птички! У птицы есть два крыла- высоко гнездо свила.
"Спор животных"
Участники: Ведущий, корова, собака, лошадка, хозяин.
Вед. Заспорили животные между собой, кого хозяин больше всех любит. Меня сказала корова.
Корова: Я с хозяином дружу! Молоко ему даю. Молоко все в доме ждут, даже кошка с Жучкой пьют.
Вед. Нет, меня - сказала лошадка.
Лошадка: Я с хозяином дружу, грузы разные вожу. Без меня он жить не может, кто еще ему поможет!
Вед. Нет меня, сказала собака.
Собака: Я с хозяином дружу, дом его я сторожу. На чужих я громко лаю, никого в дом не пускаю!
Хозяин : Не спорьте! Я всех вас люблю! Каждый хорош на своем месте!
Занятие с ребенком с моторной алалией на начальном этапе логопедической коррекции
Составила: логопед Рябенкова В. Т.
г. Смоленск
2019