ОГБУЗ «Специализированный дом ребенка
для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики
«Красный Бор​‌»
О ДОМЕ РЕБЁНКА  / Страница логопеда

Страница логопеда

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми

Логопед Рябенкова В.Т.

В соответствии с главными требованиями современного стандарта дошкольного образования вся педагогическая деятельность должна быть  направлена на охрану здоровья ребенка, его физическое и психическое развитие и своевременную коррекцию недостатков развития. Абсолютно здоровых детей рождается  все меньше и меньше. Дети дома ребёнка, все без исключения отстают от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственна эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость психических процессов, отсутствие длительных волевых усилий. Для нормализации этих состояний помогает использование здоровьесберегающих технологий, эти технологии применяются как на занятиях, так и в любое свободное от занятий время: в утренние часы, после дневного сна, вечернее время и на прогулке. Здоровьесберегающие  технологии – система мер, направленная не только на сохранение и стимуляцию здоровья , но и на активное формирование здорового образа жизни. Эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Здоровьеcберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей.

Технологии сохранения и стимуляции здоровья


Динамические паузы. Тесно связаны с темой занятий и рекомендованы для снятия усталости и напряжения детей. Проводятся во время занятий по 2-5 минут, по мере утомляемости детей. Что можно использовать? Элементы гимнастики для глаз, дыхательную гимнастику, игру с речевым сопровождением и другие, в зависимости от вида занятия.
Например:
 «Мы топаем ногами, мы хлопаем руками ,
  Киваем головой, мы руки поднимаем,
  Мы руки опускаем, мы руки подаем
  И бегаем кругом».

 Дыхательная гимнастика. Помогает сохранить и укрепить здоровье детей, повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, развивает самоконтроль и произвольное поведение, способствует хорошей речи.
Дыхание у детей грудное, а значит поверхностное и частое. Слабый вдох и слабый выдох приводит к тихой речи, поэтому необходимо формировать глубокий вдох и медленный , спокойный и плавный выдох. Дыхательная гимнастика проводится и на занятиях и в свободное время.  Детям предлагаются следующие задания:
  • Выдувать мыльные пузыри
  • Задувать свечу
  • Сдуть ватку с ладошки
  •  Подуть в пузырек “гудок паровоза “
  •  Подуть в трубочку, находящуюся в стакане с водой “ шторм в стакане “
В осенне-зимний сезон полезны дыхательные упражнения “Насос” и  “Вьюга”
“Насос” (дети сидят на стульчиках,   вытянув руки перед грудью, пальцы  сжаты в кулак, шумно вдыхают носом воздух – руки вверх, руки вниз – выдыхают воздух).
“Вьюга” ( дети сидят на полу по-турецки, делают глубокий , длинный вдох через нос,  на выдохе имитируют вой ветра  у-у-у-у -  сначала произносят звук громко, а затем тише-тише).

Пальчиковая гимнастика
- систематические упражнения по тренировке движений  пальцев рук  стимулируют речевое развитие и повышают работоспособность головного мозга. Тренировать пальцы рук  также можно с помощью массажа и с использованием различных предметов: прищепок, пуговиц, пробок, мячей-ежиков,  платочков, карандашей и т. д.
 
Карандаш в руке катаю,                                                          
Между пальчиков верчу
Несомненно,  каждый пальчик             
Быть послушным научу.



Я возьму зубную щетку,       
Чтоб погладить пальчики,
Станут ловкими сейчас-
Пальчики - удальчики.



Вот проснулся, встал гусенок,  
Щиплет пальцы мне спросонок:
«Дай, хозяйка, корма мне
Мне и все моей семье. (прищепкой касаться каждого пальчика).



Пальчиковые игры очень важны, так как требуют участия обеих рук, их согласованных действий, что способствует синхронной работе обоих полушарий, а значит развитию мыслительной деятельности.

Гимнастика для глаз
- или глазодвигательные упражнения расширяют поле рения, улучшают восприятие и остроту зрения. Проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ  педагога.

Психогимнастика
- это упражнения и игры которые включают во вводную часть занятия для раскрепощения детей, преодоления двигательной неловкости, снятия эмоционального напряжения: «походим как мишка косолапый», «попрыгаем как зайчик», «полетаем как бабочка». «изобразим, как старенькая бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело, она стонет: ох, ох, ох!». «как вы танцуете: эх, эх, эх! А устали: ух,  ух, ух»!
Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Релаксация
- проводится на занятиях и вне,  в  рамках мероприятия. Релаксационные упражнения обеспечивают  эмоциональное благополучие  детей,  снимают напряжение. «Представьте себе, что сейчас лето. Поднимите руки к солнышку . Вам тепло, приятно В(расслабились). Спряталось солнышко, сожмитесь в комочек, покажите, как вам холодно (напряжение). Опять засветило солнышко (расслабились).

Артикуляционная гимнастика
– даже самые простые движения всех органов артикуляции (губ, челюстей, языка) оказывает благотворное влияние  на активизацию мыслительной  деятельности, четкость произношения звуков, координацию движений. Упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме и основаны на непроизвольных движениях, не утомляют детей, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи. Например, для некоторых детей широкое открывание рта и удерживание его - трудная задача. Это упражнение нужно связывать с определенным образом, вызывая у детей интерес, устойчивость внимания: « рыбка открывает рот и ловит корм», крокодил широко открыл рот» « бегемот разинул рот , булки просит бегемот» Движения языка влево-вправо дети с желанием выполняют, когда даются такие задания: « собака виляет хвостиком» , «лиса заметает следы», «волны бьются о берег».

Самомассаж, точечный массаж
-  являются одним из средств лечебно-профилактической работы, наиболее полно влияют на здоровье и самочувствие каждого ребенка. Даже малышей можно научить делать элементы самомассажа. Самомассаж-это выполнение самим ребенком определенных движений, вызывающих эффект, сходный с массажным      (способствует активизации кровообращения). «останови лошадку-тпру», «воздушный поцелуй» (ладонь к губам, губы вытянуть трубочкой и чмокнуть ладошку), «покричим, как индейцы» (произносить длительно звук а- а-а, одновременно похлопывая ладонью по губам)

Гимнастика бодрящая
- помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. Во время ее проведения целесообразно включать музыкальное сопровождение. Выполняется ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание, ходьба по ребристым дощечкам..
Подвижные и спортивные игры – проводятся как часть занятия, на прогулке или в групповой комнате.  Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка , местом и временем их проведения.