ОГБУЗ «Специализированный дом ребенка
для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики
«Красный Бор​‌»
О ДОМЕ РЕБЁНКА  / Страница логопеда

Страница логопеда

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми

Логопед Рябенкова В.Т.

В соответствии с главными требованиями современного стандарта дошкольного образования вся педагогическая деятельность должна быть  направлена на охрану здоровья ребенка, его физическое и психическое развитие и своевременную коррекцию недостатков развития. Абсолютно здоровых детей рождается  все меньше и меньше. Дети дома ребёнка, все без исключения отстают от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственна эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость психических процессов, отсутствие длительных волевых усилий. Для нормализации этих состояний помогает использование здоровьесберегающих технологий, эти технологии применяются как на занятиях, так и в любое свободное от занятий время: в утренние часы, после дневного сна, вечернее время и на прогулке. Здоровьесберегающие  технологии – система мер, направленная не только на сохранение и стимуляцию здоровья , но и на активное формирование здорового образа жизни. Эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Здоровьеcберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей.

Технологии сохранения и стимуляции здоровья


Динамические паузы. Тесно связаны с темой занятий и рекомендованы для снятия усталости и напряжения детей. Проводятся во время занятий по 2-5 минут, по мере утомляемости детей. Что можно использовать? Элементы гимнастики для глаз, дыхательную гимнастику, игру с речевым сопровождением и другие, в зависимости от вида занятия.
Например:
 «Мы топаем ногами, мы хлопаем руками ,
  Киваем головой, мы руки поднимаем,
  Мы руки опускаем, мы руки подаем
  И бегаем кругом».

 Дыхательная гимнастика. Помогает сохранить и укрепить здоровье детей, повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, развивает самоконтроль и произвольное поведение, способствует хорошей речи.
Дыхание у детей грудное, а значит поверхностное и частое. Слабый вдох и слабый выдох приводит к тихой речи, поэтому необходимо формировать глубокий вдох и медленный , спокойный и плавный выдох. Дыхательная гимнастика проводится и на занятиях и в свободное время.  Детям предлагаются следующие задания:
  • Выдувать мыльные пузыри
  • Задувать свечу
  • Сдуть ватку с ладошки
  •  Подуть в пузырек “гудок паровоза “
  •  Подуть в трубочку, находящуюся в стакане с водой “ шторм в стакане “
В осенне-зимний сезон полезны дыхательные упражнения “Насос” и  “Вьюга”
“Насос” (дети сидят на стульчиках,   вытянув руки перед грудью, пальцы  сжаты в кулак, шумно вдыхают носом воздух – руки вверх, руки вниз – выдыхают воздух).
“Вьюга” ( дети сидят на полу по-турецки, делают глубокий , длинный вдох через нос,  на выдохе имитируют вой ветра  у-у-у-у -  сначала произносят звук громко, а затем тише-тише).

Пальчиковая гимнастика
- систематические упражнения по тренировке движений  пальцев рук  стимулируют речевое развитие и повышают работоспособность головного мозга. Тренировать пальцы рук  также можно с помощью массажа и с использованием различных предметов: прищепок, пуговиц, пробок, мячей-ежиков,  платочков, карандашей и т. д.
 
Карандаш в руке катаю,                                                          
Между пальчиков верчу
Несомненно,  каждый пальчик             
Быть послушным научу.



Я возьму зубную щетку,       
Чтоб погладить пальчики,
Станут ловкими сейчас-
Пальчики - удальчики.



Вот проснулся, встал гусенок,  
Щиплет пальцы мне спросонок:
«Дай, хозяйка, корма мне
Мне и все моей семье. (прищепкой касаться каждого пальчика).



Пальчиковые игры очень важны, так как требуют участия обеих рук, их согласованных действий, что способствует синхронной работе обоих полушарий, а значит развитию мыслительной деятельности.

Гимнастика для глаз
- или глазодвигательные упражнения расширяют поле рения, улучшают восприятие и остроту зрения. Проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ  педагога.

Психогимнастика
- это упражнения и игры которые включают во вводную часть занятия для раскрепощения детей, преодоления двигательной неловкости, снятия эмоционального напряжения: «походим как мишка косолапый», «попрыгаем как зайчик», «полетаем как бабочка». «изобразим, как старенькая бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело, она стонет: ох, ох, ох!». «как вы танцуете: эх, эх, эх! А устали: ух,  ух, ух»!
Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Релаксация
- проводится на занятиях и вне,  в  рамках мероприятия. Релаксационные упражнения обеспечивают  эмоциональное благополучие  детей,  снимают напряжение. «Представьте себе, что сейчас лето. Поднимите руки к солнышку . Вам тепло, приятно В(расслабились). Спряталось солнышко, сожмитесь в комочек, покажите, как вам холодно (напряжение). Опять засветило солнышко (расслабились).

Артикуляционная гимнастика
– даже самые простые движения всех органов артикуляции (губ, челюстей, языка) оказывает благотворное влияние  на активизацию мыслительной  деятельности, четкость произношения звуков, координацию движений. Упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме и основаны на непроизвольных движениях, не утомляют детей, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи. Например, для некоторых детей широкое открывание рта и удерживание его - трудная задача. Это упражнение нужно связывать с определенным образом, вызывая у детей интерес, устойчивость внимания: « рыбка открывает рот и ловит корм», крокодил широко открыл рот» « бегемот разинул рот , булки просит бегемот» Движения языка влево-вправо дети с желанием выполняют, когда даются такие задания: « собака виляет хвостиком» , «лиса заметает следы», «волны бьются о берег».

Самомассаж, точечный массаж
-  являются одним из средств лечебно-профилактической работы, наиболее полно влияют на здоровье и самочувствие каждого ребенка. Даже малышей можно научить делать элементы самомассажа. Самомассаж-это выполнение самим ребенком определенных движений, вызывающих эффект, сходный с массажным      (способствует активизации кровообращения). «останови лошадку-тпру», «воздушный поцелуй» (ладонь к губам, губы вытянуть трубочкой и чмокнуть ладошку), «покричим, как индейцы» (произносить длительно звук а- а-а, одновременно похлопывая ладонью по губам)

Гимнастика бодрящая
- помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. Во время ее проведения целесообразно включать музыкальное сопровождение. Выполняется ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание, ходьба по ребристым дощечкам..
Подвижные и спортивные игры – проводятся как часть занятия, на прогулке или в групповой комнате.  Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка , местом и временем их проведения.


Нетрадиционные упражнения в коррекции  артикуляционной моторики.

Внятность и чистота речи зависят от многих причин – прежде всего от состояния и развития органов речи. Основным фактором плохого произношения в детском возрасте является  неправильное строение органов артикуляционного аппарата, плохо развитые мышцы языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба и, соответственно, их малая подвижность. Одним из условий нормального звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.
Традиционно развитие органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Артикуляционная – гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности  движений всех органов , участвующих в речевом процессе. В условиях дома ребенка  , учреждении компенсирующей направленности, воспитываются дети, имеющие отставание либо риск отставания.
Для детей с любыми видами задержек особенно важным является совершенствование моторики (в том числе и артикуляционной ), так как развитие двигательной сферы является непременным условием психоречевого развития. Группа детей, которую я веду – это дети 3-4 лет. Почти в 100% случаях – у них нарушено звукопроизношение , 30%  из них – это неговорящие  дети. Состояние речи детей требует развития и совершенствования артикуляционного аппарата. Сухое объяснение артикуляционных движений малодоходчиво и скучно детям, а некоторые дети вообще отказываются от их выполнения.
Поэтому в своей логопедической работе для отработки артикуляционных движений я использую нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер, вызывают положительные эмоции у детей и желание длительно выполнять их. Основная цель этих упражнений – укрепление мышц органов артикуляции и развитие кинестических ощущений положений органов речевой моторики.


             УПРАЖНЕНИЯ С ШАРИКОМ.
         
          (диаметр шарика 2-3 см в сквозное отверстие продета веревочка)
1.    Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его.
2.    Двигать шарик по горизонтально натянутой веревочке языком вправо – влево.
3.    Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке языком вверх (вниз шарик падает произвольно ).
4.    Поймать шарик губами и покатать его от щеки к щеке.

1_1.jpg


УПРАЖНЕНИЯ С ЛОЖКАМИ

1.Язык - «Лопаточка». Похлопать выпуклой частью чайной ложки по языку.
2.Губы растянуты в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против.
3.Круговые движения чайными ложками по щекам.
4.Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно.

1_2.jpg

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ЯЗЫКА С ВИТАМИНКОЙ «НЕ УРОНИ»

1. Язык «Лопаточка», на конце которого лежит витаминка. Язык сильно высунут вперед, рот широко открыт. Удерживать 5-10 сек.
2. Язык- «Лопаточка» с витаминкой плавно  двигается вперед- назад. Рот широко раскрыт.
3.  Язык- «Лопаточка» с витаминкой плавно перемещается в углы рта.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ, ЯЗЫКА И ЧЕЛЮСТЕЙ С ДЕРЕВЯННЫМ ШПАТЕЛЕМ.
1. Деревянный шпатель попеременно удерживается зубами и губами по 5-10 сек.
2. Рот широко открыт, язык удерживает деревянный шпатель попеременно у нижней и верхней губы по 5 сек.
3. Язык «Лопатка», рот широко открыт, деревянный шпатель лежит на кончике языка, ребенок медленно сдвигает язык вправо и влево(5раз.)


МАССАЖ ЯЗЫКА ЗУБНОЙ ЩЕТКОЙ.

1. Язык- «Лопаточка», рот широко открыт. Ребенок щеткой поглаживает язык вдоль языка.
2.  Язык «Лопаточка», рот широко открыт. Ребенок щеткой поглаживает язык поперек языка.
3. Щеткой ребенок поглаживает нижнюю часть языка с обеих сторон.
Регулярное выполнение  этих упражнений в виде мини-пауз , включенных в логопедические занятия способствуют укреплению мышц артикуляционных органов, их подвижности. увеличению объема артикуляционных движений, их точности. А самое главное то, что дети с удовольствием выполняют эти упражнения , они их не утомляют, а только радуют и веселят, что очень важно для эмоционального благополучия детей-сирот, воспитывающихся в условиях специфической социальной изоляции.




Развитие коммуникативной функции речи
детей в коллективной деятельности
(в играх-инсценировках)


    
  Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения. У детей дома ребенка с речевой патологией (ОНР, задержка речевого развития, алалия) снижена речевая активность, что приводит к снижению коммуникативной активности. Эта тема актуальна для детей, воспитывающихся в доме ребенка, так как социальная коммуникация является важным моментом в процессе их адаптации в социальной среде. Дети ( 3,6 – 4 лет ) дома ребенка не могут строить общение в соответствии с ситуацией, формулировать свои желания, намерения, мысли, последовательно их излагать, они испытывают трудности в оречевлении действий, событий. У них не сформировано умение слушать взрослого, не перебивая; в состоянии возбуждения не могут разговаривать спокойно; не могут дожидаться ответа детей.
Систематизировав эти данные, я пришла к выводу о необходимости формирования коммуникативных умений у детей посредством игровых технологий. В работе с детьми я стала использовать игры-инсценировки, как средство, способствующее активизации эмоционально-волевых умений, формированию навыков взаимодействия детей со взрослым и со сверстниками, развитию психических процессов, активизации речевой деятельности детей, формированию черт незакомплексованной личности, а самое главное – формирование коммуникативного поведения.
Использование игр-инсценировок – прием ,который предполагает участие детей и педагога. Работа проводится в два этапа.

  1. Подготовительный этап:
•    усвоение детьми программного материала по лексической теме;
•    разработка логопедом сюжета инсценировки в рамках данной лексической темы;
•    изготовление дидактического и наглядного  материала;
•    подготовка детей к созданию выразительного образа действующих героев.

   2 Этап:
•    непосредственное  участие детей и педагога в обыгрывании игрового сюжета.
Был составлен перспективный план игровых сюжетов на год. В цикл «Сказочные герои» вошли 3 игровых сюжета: «На грядке», «Спор животных», «Чей домик?».
Использование игр-инсценировок – прием ,который предполагает участие детей и педагога. Работа проводится в два этапа.

  1. Подготовительный этап:
•    усвоение детьми программного материала по лексической теме;
•    разработка логопедом сюжета инсценировки в рамках данной лексической темы;
•    изготовление дидактического и наглядного  материала;
•    подготовка детей к созданию выразительного образа действующих героев.

   2 Этап:
•    непосредственное  участие детей и педагога в обыгрывании игрового сюжета.
Был составлен перспективный план игровых сюжетов на год. В цикл «Сказочные герои» вошли 3 игровых сюжета: «На грядке», «Спор животных», «Чей домик?».

"На грядке"
Оборудование: грядка с овощами, шапочки животных.
Участники: ведущий, коза, зайка, курица, собака.
Вед. Наступила осень, все овощи убрали, только капуста, морковка и репка растут еще на грядке. Идет на огород коза и как выпучит глаза:
Коза : Капусты здесь растет не счесть, хочу кочан сейчас же съесть!
Вед. Из леса зайка прискакал и морковку увидал:
Зайка: Морковка здесь на удивленье, зайчишкам будет угощенье!
Вед. Идет на грядку курица, репкою любуется:
Курица: Ах, какая репка! Вкусна и крепка!
Вед. Вдруг собачка прибежала, да как залает, животные и разбежались. Молодец, Жучка, спасла наш урожай!

"Чей домик?"

Оборудование: Дерево с гнездом, шапочки животных.
Участники: Ведущий, медведь, зайка, белка, лиса.
Вед. Вышел из леса медведь, стал на дерево смотреть:
Медведь: Чей там домик на верху? Домик чей? Я не пойму. Это видно домик белки, сейчас ее я позову.
Белка: Нет, не мой. Мой дом- дупло, в нем и сухо, и тепло. Это видно домик зайки, с ним играю в догонялки!
Зайка: Нет, не мой! Мой под кустом, я не сижу на месте днем. Лиса и волк - мои враги, услышу хруст - сигнал беги! Это видно дом лисы.
Лиса: Нет, не мой! Там под деревом есть горка, в горке выкапана норка. В этой норке я живу! Это видно домик птички!
Вед. Не только лиса хитрая, но и умная! Догадалась, что это домик птички! У птицы есть два крыла- высоко гнездо свила.

"Спор животных"

Оборудование: шапочки животных.
Участники: Ведущий, корова, собака, лошадка, хозяин.
Вед. Заспорили животные между собой, кого хозяин больше всех любит. Меня сказала корова.
Корова: Я с хозяином дружу! Молоко ему даю. Молоко все в доме ждут, даже кошка с Жучкой пьют.
Вед. Нет, меня - сказала лошадка.
Лошадка: Я с хозяином дружу, грузы разные вожу. Без меня он жить не может, кто еще ему поможет!
Вед. Нет меня, сказала собака.
Собака: Я с хозяином дружу, дом его я сторожу. На чужих я громко лаю, никого в дом не пускаю!
Хозяин : Не спорьте! Я всех вас люблю! Каждый хорош на своем месте!


Занятие с ребенком с моторной алалией на начальном этапе логопедической коррекции



 
Составила:                                                                           логопед Рябенкова В. Т.

г. Смоленск
2019